Что такое фонк и почему он популярен в России. Объясняем простыми словами

Что такое фонк и почему он популярен в России. Объясняем простыми словами
03:00, 28 Апр.

Фонк — музыкальный жанр, возникший в середине 2010-х годов, который характеризуется замедленным темпом, тяжелым басом и мрачной атмосферой. Треки этого жанра собирают десятки миллионов прослушиваний. Видео в TikTok и других сервисах с короткими видео часто сопровождаются именно этой музыкой.

Проще говоря, представьте, что вы едете ночью на машине по пустому городу. Окна открыты, дождь стучит по крыше, а в салоне играет музыка, которая звучит так, будто кто-то взял кусочки старых рэп-треков (голоса, мелодии), замедлил их, добавил тяжёлые басы и присыпал всё это «шумом» — треском винила или помехами старого телевизора.

Это фонк. Под такую музыку классно участвовать в гонках в игре Need for Speed.

Особенности жанра Чтобы создать трек, необязательно иметь студию или стремиться к идеальному звучанию. Даже наоборот, этому стилю присущ «грязный» звук, как будто он записан дома на обычном компьютере.

Помимо этого, у фонк-музыки есть несколько ключевых характеристик: Также в фонк-музыке используются синтезаторы, драм-машины и другие электронные инструменты. Они создают основу для многих композиций в жанре фонк.

Виды фонка Фонк делится на несколько направлений, каждое из которых отличается по темпу, особенностям производства и влиянию других музыкальных жанров. Вот основные виды фонка : Дрифт-фонк. Поджанр фонка, который получил популярность в интернете, особенно в сообществе автолюбителей и фанатов дрифта (автомобильная спортивная дисциплина, связанная с управляемым заносом автомобиля).

Дрифт-фонк чаще всего характеризуется более быстрым темпом по сравнению с классическим фонком, чтобы лучше соответствовать динамичному стилю вождения.

Многие треки включают звуковые вставки. Например, звук гонки, рёв двигателей, визг шин и даже удары по кузову. Мемфис-фонк.

Основан на мемфис-рэпе — музыкальном стиле, который был популярен в американском Мемфисе в 1990-х годах. Этот стиль фонка отличается более грязным, искажённым звучанием с мощными басами. Вокальные партии в мемфис-фонке часто заимствуются из старых рэп-композиций.

Тематика песен часто связана с гангстерской культурой и уличным насилием. Жёсткий фонк. Он отличается более интенсивным и агрессивным звучанием по сравнению с традиционным фонком.

Используются резкие и насыщенные семплы, включая элементы индустриальной музыки, тяжелые синтезаторные риффы и даже звуки, имитирующие промышленные шумы. Вокал или инструментальные партии в жестком фонке могут подвергаться дисторшену, что добавляет грубости и жесткости звучанию.

Лоу-фай-фонк. Поджанр, сочетающий мрачную атмосферу фонка с уютной, «домашней» эстетикой лоу-фай музыки. Он сохраняет базовые элементы фонка, но смягчает их за счёт лоу-фай обработки, создавая более меланхоличное и медитативное звучание.

Низкое качество звука и цифровые шумы создают эффект винтажной записи, что придаёт трекам особое очарование. Для лоу-фая характерно меньше агрессии, больше атмосферных и спокойных мелодий.

Русский фонк. Это особая разновидность фонка, популярная в России и странах СНГ. В русском фонке часто используются семплы из советской эстрады, фильмов и мультфильмов, что придает музыке уникальный колорит.

Этот жанр также отличается особой атмосферностью и меланхоличностью. Например, в феврале 2025 года в чарты взлетел фонк-ремикс с элементами драм-н-бейс на песню «Комарово» от продюсера (тех, кто создаёт музыку в жанре фонк, называют фонк-продюсерами) Dvrst.

Известность треку подарила игра Atomic Heart, где и прозвучал ремикс. Фонк и фанк Фанк и фонк схожи лишь названием, вернее, произношением. Однако в английском языке эти жанры пишутся совершенно по-разному: Phonk и Funk.

По звучанию эти жанры тоже отличаются . Phonk, как поджанр хип-хопа, включает в себя элементы олдскульного рэпа и суровую эстетику лоу-фай (состаренного звука).

А фанк по звучанию ближе к джазу. Он характеризуется грувом (ритмическим ощущением в музыке) и сильной басовой линией, что создает более танцевальную атмосферу треков. Где и когда появился фонк Зарождение жанра произошло в конце 1980-х годов в американском городе Мемфис, штат Теннесси.

Музыкальная сцена города уже имела богатую историю: в 1960-е годы здесь записывались известные исполнители блюза и рок-н-ролла. К концу века там сформировалась узкая сцена мемфис-рэпа — мрачная, низкокачественная разновидность хип-хопа, ставшая предвестником и источником вдохновения для фонка.

Продюсеры, такие как DJ Paul, DJ Squeeky и DJ Spanish Fly для записи треков использовали драм-машины, мрачные семплы (иногда из фильмов ужасов) и «расслабленные» биты, дополненные агрессивными рэп-текстами в стиле хорроркор.

Мемфис-рэп был грязным по звучанию: треки шипели, а голос звучал так, словно доносится из подвала.

Причина заключалась в отсутствии у исполнителей денег для покупки качественного оборудования или аренды студий. И хотя звучание такой музыки было оригинальным, мемфис-рэп не привлекал людей.

Выпускался треки на кассетах с сатанинскими обложками, что еще больше отталкивало потенциальных слушателей. В 2010-м году малоизвестный тогда рэпер из Майами SpaceGhostPurrp нашёл старые записи мемфис-рэпа и очень ими вдохновился.

Его привлекло уникальное звучание и суровые тексты песен про насилие. Под влиянием мемфис-рэпа SpaceGhostPurrp начал создавать свою собственную музыку и дал этому направлению новое имя — фонк. Первые композиции SpaceGhostPurrp назвал в честь недавно созданного им жанра — Pheel Tha Phonk 1990 и Bringing The Phonk.

Рэпер сохранял эстетику мемфис-рэпа, используя для этого мрачные обложки, любительские видеоклипы плохого качества и такого же нарочито низкое качество звука.

Большого коммерческого успеха ему достичь не удалось. Однако про фонк стали узнавать. Популяризировали фонк продюсеры DJ Smokey и Soudiere. Они тоже переосмысливали старые рэп-записи, замедлив семплы, добавив тяжёлые басы из трэпа и «состарив» звучание эффектами вроде треска винила или помех от радиоволн.

Это превратило мемфис-рэп в нечто новое — цифровую музыку с атмосферой подполья, будто найденную на забытой кассете в подвале старого дома.

Значительный импульс росту популярности фонка придала платформа SoundCloud, позволяющая бесплатно загружать и прослушивать музыку. Именно на этой площадке хип-хоп исполнители начали выкладывать свои первые фонк-композиции, созданные и записанные в домашних условиях.

Но настоящий взрыв произошёл в 2020-х, когда короткие ролики TikTok с дрифтом и аниме-монтажами стали массово использовать фонк-треки.

Один из примеров — завирусившийся трек Kaito Shoma «Scary Garry», в котором использованы сэмплы из старого мемфис-рэпа «Midnight Hoez» от продюсера DJ Paul из Three 6 Mafia. Spotify обратил внимание на растущую популярность нового жанра и в мае 2021 года запустил плейлист под названием PHONK.

Другие представители жанра Одними из ярких представителей фонка являются такие исполнители, как Ghostface Playa, KUTE и Kordhell. Они собирают сотни миллионов прослушиваний на Spotify благодаря своим искаженным битам.

PlayaPhonk (настоящее имя Тобиас Ааен Соренсен) — датский фанк-продюсер. Его треки звучат на танцполах по всему свету. Сингл «Phonky Town», который он выпустил в 2021 году, мгновенно завоевал сердца слушателей и принёс исполнителю широкую известность среди любителей жанра.

В России музыкальный продюсер, автор и исполнитель Илья Гулин, известный как Pharmacist, сыграл ключевую роль в выведении дрифт-фонка на мировую арену.

Его трек North Memphis стал вирусным в TikTok, доказав, что российские биты способны завоевывать глобальные чарты. Почему фонк выстрелил в России Примерно в 2014 году фонк дошёл до России, когда местные рэперы и битмейкеры, такие как Kizaru (тогда известный как YVN KXX) и Сонша Алеф, выпустили альбом «Яма».

Этот релиз стал одним из первых представителей жанра на русском языке.

С одной стороны, русских слушателей привлекало новое звучание. Фонк привнёс свежие звуки и ритмы, отличающиеся от традиционного хип-хопа и рэпа. Однако в большей степени на популярность фонка в России повлияла ностальгия.

Фонк–музыка оживляет артефакты прошлого через семплы из старой рекламы, мультфильмов вроде «Масяни», хитов типа «Чёрный бумер», «Нас не догонят» или звуков старых игр. Например, Need for Speed: Underground. Российский рэп-исполнитель и звукорежиссёр, Травма (настоящее имя Илья Колосовский) стал популярным после выхода фонк-ремейка «Плохой девочки» группы «Винтаж».

Забытый трек теперь звучит по-другому — в нём есть микс фонка, хип-хопа и электронной музыки.

В 2024 году Колосовский выпустил новый фонк-ремикс на песню «О тебе» группы Ранетки. В куплетах артист читает о гнетущем чувстве одиночества после расставания, а экс-участница группы Аня Руднева исполняет партии из оригинального припева.

Русские продюсеры добавили в фонк локальный колорит, вплетая семплы из криминальных сериалов («Бригада»), голоса политиков 90-х и атмосферу спальных районов. Важную роль в популяризации фонка в России сыграли автолюбители.

В конце 2010-х годов блогеры, специализирующиеся на автомобильных трюках и дрифте, начали активно использовать эту музыку в своих видеороликах. Эти биты идеально подходили для передачи атмосферы скорости и адреналина.

В 2020-е годы дрифт-фонк достиг взрывного роста популярности на платформе TikTok. Краткие, энергичные фрагменты треков стали идеальным сопровождением для мемов и роликов с автомобилями или спортивными событиями.

Именно благодаря TikTok российские продюсеры, например DVRST, вышли на мировую арену — хит «Close Eyes» собрал миллионы прослушиваний. Сыграла роль и доступность: создавать фонк можно на ноутбуке с минимальными ресурсами, что открыло двери для продюсеров из регионов.

Многие начинали в соцсетях, минуя лейблы, и находили аудиторию через SoundCloud или «ВКонтакте». Так жанр, рождённый в андеграунде Мемфиса, стал голосом русской цифровой молодежи — поколения, которое ищет красоту во мраке, а аутентичность — в треске кассет и пикселях забытых игр.

Ещё фонк считается полностью молодежной музыкой поколения Z, и в России он превратился в элемент подростковой культуры: будь то прогулки по дворам или вечеринки.

Эта музыка не перегружена глубокими текстами, зато заряжает энергией и создаёт ощущение свободы. Эта статья — одна из тысяч в «Энциклопедии "Секрета фирмы" ».

В этом проекте мы простыми словами рассказываем о сложных терминах и явлениях. Посмотрите другие статьи «Энциклопедии», чтобы лучше понимать мир, в котором мы живём.

Рубрика: Бизнес и Ресурсы. Читать весь текст на secretmag.ru.